Особое мнение ТСЖ "Развилка-44" о СРО специально для Российской газеты

СРО ТСЖ

Депутаты предлагают объединить в саморегулируемые организации не только управляющие компании, но и жилкооперативы, и ТСЖ.

Сегодня собственники квартир в больших домах имеют право объединиться, чтобы сообща, решением собрания, нанимать управляющую организацию, заказывать ей работы по дому и контролировать качество коммунальных услуг. ТСЖ, как и жилкооператив, - не коммерческая структура, она прежде всего должна отстаивать интересы жильцов, контролировать управдомов и поставщиков коммунальных ресурсов.

На рынке услуг ЖКХ ситуация плачевная. Государство фактически отказалось от жесткого контроля за работой управляющих, монополисты-коммунальщики тоже привыкли работать непрозрачно. Предложенный законопроект о введении саморегулирования, по мнению авторов, должен помочь решить эту проблему - в частности, возможные убытки от плохой работы управдомов будут покрываться за счет специальных компенсационных фондов при СРО. Параллельно предлагаются поправки и в Жилищный кодекс: входить в СРО в обязательном порядке должны не только управляющие компании, но и ТСЖ, и жилкооперативы. При исключении из членов СРО такие организации теряют право управлять своими домами. К слову, подобное предложение уже обсуждалось в прошлом году, но возражений было много - эксперты, ряд министерств, Государственно-правовое управление президента его раскритиковали.

"Предложение весьма спорное. Почему управляющие организации, входящие в СРО, смогут решать вопрос об исключении товариществ собственников, представляющих интересы не бизнеса, а жителей? Налицо конфликт интересов: ведь ТСЖ контролируют работу управляющих компаний в своих домах, - считает ведущий юрисконсульт Фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев. - Предложение об обязательном членстве ТСЖ в СРО говорит о приравнивании этих некоммерческих объединений к коммерческим управляющим организациям, преследующим цели извлечения прибыли, это в корне неверно!"

Объединение в одну СРО коммерческих и некоммерческих структур от непонимания специфики ТСЖ, считает и глава жилищного комитета Госдумы Галина Хованская. Она категорически не согласна с идеей "загнать" объединения жильцов в саморегулирование: если управляющая организация стремится получить максимальную прибыль, то цель ТСЖ - достичь максимального качества состояния дома при минимальных затратах.

В то же время сторонники поправок настаивают: немало случаев, когда ТСЖ создаются фиктивно. Например, формально объединяются собственники нескольких домов и целых микрорайонов. В таких случаях принять консолидированное решение в интересах жильцов просто невозможно - даже опросить всех, а не то что собрать вместе для голосования физически нет возможности.

Бороться с многодомовыми товариществами нужно, но сделать это проще не через саморегулирование, а просто проверив, как создавались такие ТСЖ, выполнялись ли при этом нормы Жилищного кодекса, считает Гордеев. ЖК не допускает объединять дома, расположенные на участках, не имеющих общей границы, в разных кварталах, по разные стороны улиц и т.п.

В стране уже много нормально, эффективно работающих ТСЖ. Понятно, что они восприняли законопроект о саморегулировании как "удавку". Введение обязательного членства автоматически означает, что и ТСЖ, и кооперативы должны будут уплатить членские взносы и взносы в компенсационный фонд. А это не менее 50 тыс. руб. И хотя авторы идеи говорят, что такие взносы "не могут быть отнесены на расходы, предусмотренные в составе платы, взимаемой с собственников помещений в многоквартирном доме", на самом деле это лукавство. Других источников доходов у управляющих организаций и у ТСЖ , кроме как взять эти деньги с жильцов, просто нет.

 

Мнения:

Ирина Латыпова, предправления ТСЖ "Согласие" по поручению собственников дома по адресу: Москва, ул. Толбухина, дом 3, корпус 2 :

- После окончания строительства нашего дома застройщиком в 1998 г. было создано ТСЖ. Сначала оно управляло домом, заключив договор с УК. Теперь управляем самостоятельно, сотрудники, обслуживающие дом, состоят в штате ТСЖ. Годовой фонд оплаты труда ТСЖ и статьи всех расходов утверждаются собранием. Расходы на содержание общедомового имущества у нас ниже, чем утвержденные на этот год правительством Москвы, при этом состояние нашего дома на порядок лучше любого дома, который обслуживается городом.

На общем собрании мы решили создать резервный фонд, куда жильцы перечисляют 5,5 руб. в месяц за м кв. жилой площади. Кроме того, планируем открыть в банке накопительный счет для фонда капремонта. Ежемесячный размер отчислений собственников составит всего 3 рубля с кв. м. По нашим подсчетам, этого хватит, чтобы через 7 лет провести капремонт. В связи с этим непонятно, почему мы должны стать членом какой-то саморегулируемой организации, вносить дополнительные членские взносы, платить в компенсационный фонд? При той коррупции, которая процветает, это - создавать еще одну кормушку для чиновников.

Наталья Соловьева, председатель ТСЖ "Развилка-44", пос. Развилка Ленинского района Московской области:

- Нас обслуживает УК по договору. Но фактически управлением дома занимается ТСЖ, а УК оказывает услуги по обслуживанию. Вступив в СРО, управляющий поднимет плату за свои услуги (целевые взносы ведь платить надо), и все расходы лягут на плечи жителей. Но ведь и ТСЖ тоже "надо" вступить в СРО - опять платить взносы, компенсационный фонд и т.д. Ну, и что - дважды платить за одно и то же?! Как результат: плата за жилищные услуги вырастет. Вот вам рассуждения практика, а не госдумовских теоретиков. От такой борьбы с лже-ТСЖ и УК пострадают рядовые граждане.

Попов А.М., предправления ЖСК "Верея":

- Вопросы в связи с готовящимися поправками в ЖК РФ о СРО:

1. Как быть со вступлением в СРО, если члены ЖСК на общем собрании проголосуют против вступления, а сменить управляющую компанию на другую, даже на члена СРО, жители на общем собрании не захотят?

2. Очевидно, что деньги, которые ЖСК должен будет вносить в компенсационный фонд и в качестве членских взносов, нужно будет собрать с жителей. Каковы предельные суммы таких сборов? Будут ли предоставлены для льготных категорий и малообеспеченных жителей субсидии и дотации на эти сборы?

3. Понесет ли государство ответственность за средства, уплаченные членами СРО, если они будут разворованы?

источник: "Российская газета" - Неделя №5896 (223) 

 

Обращение депутата Государственной Думы Хованской Г.П. к ТСЖ и ЖСК

 

Уважаемые члены ТСЖ и ЖСК!

В ответ на Ваше обращение по вопросу внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части введения института саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами сообщаю следующее.

Проект федерального закона № 623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», принятый в первом чтении 25 мая 2012 года, изначально был направлен на создание института саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами с обязательным членством в саморегулируемых организациях только управляющих организаций.

В ходе доработки законопроекта ко второму чтению, в Правительстве Российской Федерации были подготовлены поправки к указанному законопроекту, предусматривающие возможность вступления жилищных объединений (ТСЖ, ЖК, ЖСК) в саморегулируемые организации. При этом, несмотря на добровольность предлагаемого положения, деятельность по управлению и обслуживанию жилищного фонда жилищными объединениями ограничивается членством в саморегулируемых организациях, что не согласуется со статьями 30, 35 Конституции Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Более того, в случае исключения жилищного объединения из саморегулируемой организации, такое объединение должно будет заключить договор управления с управляющей организацией, являющейся членом саморегулируемой организации, либо собственники должны принять решение о выборе иного способа управления многоквартирным домом. В противном случае орган местного самоуправления обязан будет провести конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Я разделяю Ваши опасения относительно возможности наступления неблагоприятных социально-экономических последствий при принятии решения о введении членства жилищных объединений в саморегулируемых организациях и считаю, что данное положение, равно как и другие положения законопроекта, осложнят для собственников процесс управления многоквартирными домами:

1. Ограничение жилищных объединений в управлении и обслуживании жилищного фонда в корне меняет концептуальный подход жилищного законодательства к формированию и развитию института самоуправления граждан в жилищной сфере. Введение института саморегулирования блокирует деятельность жилищных объединений, предлагая два варианта обслуживания своей недвижимости: вступление в саморегулируемую организацию либо заключение договора управления с управляющей организацией, являющейся членом саморегулируемой организации;

2. Чрезмерно завышенные финансовые обязательства членов саморегулируемой организации (вступительные, членские, целевые взносы, взносы в компенсационный фонд в размере от 50 тысяч рублей до двух миллионов рублей, страхование гражданской ответственности), включая и расходы на содержание (в виде взносов) вышестоящей структуры (национального объединения саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами), фактически будут возлагаться на собственников помещений в многоквартирных домах. Представляется весьма сомнительным положение, запрещающее включать расходы на оплату взноса в компенсационный фонд в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которое носит скорее декларативный характер. У жилищных объединений, не занимающихся предпринимательской деятельностью, единственным источником финансирования являются средства собственников помещений, как и у управляющих организаций, осуществляющих единственный вид деятельности по управлению многоквартирными домами, средства которых формируются из платы, вносимой гражданами за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

В условиях роста платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, введения обязательной платы за капитальный ремонт в рамках законопроекта № 59728-6 (о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов), введения платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в рамках постановления Правительства Российской Федерации № 258, предлагаемые поправки могут привести к неблагоприятным социально-экономическим последствиям.

3. В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации именно собственниками на общем собрании принимается решение о выборе способа управления многоквартирным домом (включая выбор управляющей организации), заключается, изменяется и расторгается договор управления таким домом. Законопроектом предусматривается прекращение договора управления многоквартирным домом с прекращением членства управляющей организации в саморегулируемой организации, что не согласуется с указанными выше нормами жилищного законодательства. Таким образом, нарушается воля собственников помещений в многоквартирном доме в свободном выборе исполнителя работ и (или) оказания услуг по управлению многоквартирным домом.

4. Также предлагается обязательное создание Национального объединения саморегулируемых организаций, которое будет являться дополнительным звеном, подавляющим инициативу собственников, выраженную в форме жилищных объединений.

Мною были направлены соответствующие обращения в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации. Более того, Ваше обращение направлено Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козаку.

Галина Петровна Хованская