От 50 до 200 киловатт-часов на человека - такими будут социальные нормы на электроэнергию в семи пилотных регионах, где эксперимент стартует уже с 1 сентября 2013 года. При этом по-настоящему новым он будет только для Ростовской и Самарской областей. Остальные нормы на свет у себя и так уже вводили. Эксперты тем не менее до сих пор расходятся во мнениях, нужна ли эта реформа отдельным территориям и тем более всей стране.
Суть инициативы, напомним, заключается в том, что электроэнергию разделят на "дешевую" и "дорогую". Киловатты в пределах нормы будут стоить дешевле. Те, что сверх нее, - дороже. При этом разница должна быть не больше 30 процентов.
70 кВтч на одного человека - это не значит, что на 3 человека будет 210, нормы приведены такие:
Размер социальной нормы электроснабжения в городских населенных пунктах в домах не оборудованных электроплитами
• Для одиноко проживающих лиц (1 группа) 76 кВтч
• Для двух совместно проживающих лиц (2 группа) 126 кВтч
• Для трех совместно проживающих лиц (3 группа) 146 кВтч
• Для четырех совместно проживающих лиц (4 группа) 166 кВтч
• Для пяти и более совместно проживающих лиц (5 группа) 186 кВтч
Так власти, в первую очередь минэнерго, всячески лоббировавшее реформу, надеются научить россиян экономить ресурсы и, главное, снизить объемы перекрестного субсидирования, когда тарифная нагрузка переносится с граждан на промышленные предприятия. "Мы добиваемся, чтоб хотя бы часть потребляемой населением электроэнергии оплачивалась по тарифам, близким к экономически обоснованным", - отметил, комментируя тему соцнорм, представитель департамента развития минэнерго Андрей Максимов.
30 процентов может быть разница в стоимости между "дешевой и "дорогой" электроэнергией
Эксперты, однако, расходятся во мнении по поводу полезности реформы. Директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский согласен, что объем "перекрестки" в 220-250 миллиардов рублей в год серьезно давит на промышленность. Поэтому переход на соцнормы считает позитивом. "Деньги, которые граждане будут платить за перерасход электроэнергии, позволит промышленным предприятиям освободить ресурсы для модернизации производства. В результате они смогут выпускать более дешевую и конкурентоспособную продукцию", - отметил Листовский.
К сожалению, в минэнерго нет расчетов, в какие сроки и на сколько после введения соцнорм удастся снизить объемы перекрестного субсидирования. По словам Андрея Максимова, в конечном итоге многое будет зависеть от регионального руководства: захочет оно больше поддержать население или промышленность. "Можно ожидать, что где-то "перекрестку" удастся ликвидировать в сравнительно короткие сроки, а где-то процесс затянется", - резюмировал представитель минэнерго.
Заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев, напротив, уверен, что введение соцнорм проблему не решит. Он пояснил, что доля населения в потреблении электроэнергии невелика - всего порядка 10 процентов. "Да и по такому показателю, как потребление на душу населения, мы отстаем от развитых стран", - констатировал Семикашев.
Руководитель департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев вообще считает, что деньги, необходимые энергетикам, нужно искать не в карманах граждан. "В электроэнергетике на всех уровнях есть резервы по повышению собственной эффективности, - говорит он. - Когда же говорят, что нужно устанавливать экономически обоснованные тарифы для потребителей, всегда возникает желание посмотреть на сам процесс обоснования. Как экономист могу сказать, что обосновать можно, что угодно. Особенно, если эта процедура не отличается прозрачностью".